Символ веры

О вере и Церкви

Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Ангелам, Пресвятой Богородице и святым.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1‑й член говорит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены говорят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Крещении, 11‑й и 12‑й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

***

Текст Символа веры

В церковнославянском языке нет буквы “ё”, все “е” нужно читать как “е”.

 

1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую во единственного1 Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2‑й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; (Верую) и во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3‑й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;
7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.
8‑й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. (Верую) и во Единственную, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10‑й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11‑й. Ча́ю воскресе́ния мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12‑й. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истинно так.

1Все случаи употребления в славянском Символе веры слова «единый» соответствуют различным формам слова eis в греческом тексте. Оно означает «один, одна, одно» с акцентом на единственность.

Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковую сущность (природу, естество) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца, Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны (эту фразу следует понимать в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

***

Когда появился Символ веры?

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4‑м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?

Символ веры произносится принимающим Крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией, читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила,  входит в состав Полунощницы, Изобразительных и Великого повечерия.

Когда появилось наименование «Символ веры»?

Словосочетание «Символ веры» использовалось Церковью не сразу. В первые веха христианства вместо «Символ веры» говорили: «Изложение веры» или просто «Вера». Например, Апостольская вера Иерусалимской Церкви, Вселенская вера Антиохийской Церкви и так далее. Словосочетание «Символ веры» мы впервые находим у жившего в IV веке свт. Амвросия Медиоланского, в его Послании (XLII) к папе Сирицию I.

Почему Символ веры получил именно такое название?

Слово «символ» имеет греческое происхождение – σύμβολον. На церковнославянском оно звучит как «симво́л», с ударением на «о». Слово это возводит нас к древним временам, когда существовал следующий обычай. Люди разламывали дощечку, пластину и каждый оставлял себе одну ее половинку. Наличие этих половинок подтверждало договорные отношения. Такая пластинка и называлась σύμβολον, то есть символ.

Как же связаны древние таблички с нашим Символом веры?

Господь дал нам веру, мы её приняли, и она должна соответствовать вере христианской, а не представлять из себя что-то аморфное или самодельное. То, что мы говорим, думаем, делаем, исповедаем должно соответствовать тому, что заповедал Спаситель, тому, что сохранено в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?

Прообраз Символа веры можно найти в Первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1Кор.15:3–7).

Как выучить Символ веры наизусть?

Достаточно совершать ежедневное чтение утреннего молитвенного правила (впрочем, как и вечернего), где содержится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участвовать в Литургии, где также совершается пение Символа веры. Через некоторое время вы заметите, как Символ веры естественным путем войдет в вашу память.

Никео-Цареградский Символ веры

Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.

  1. Верую (Евр.11:1–6Рим.10:10) во единого (Исх.20:3Ин.17:31Кор.8:4–6Еф.4:6) Бога Отца (Быт.1:26, 18:2–10Пс.2:7–12Пс.109:3Сир.51:14Мф.28:19Ин.3:16Ин.17:1–21Ин.5:71Пет.1:2Рим.1:42Кор.1:3), Вседержителя (Ис.57:15Пс.32:9Пс.89:3Пс.138:7–121Ин.3:20Евр.1:3Откр.4:8), Творца небу и земли (Быт.1Иер.10:11–12Мф.19:4) видимым же всем и невидимым (Иер.10:16Деян.4:24Деян.17:24), (Иов.38:6–7Кол.1:16).
  2. И во единого Господа (Еф.4:4) Иисуса (Лк.1:31–32) Христа (Мк.8:29), Сына Божия (Пс.2:7–12Пс.109:3Ис.9:6Мф.3:17Мк.9:7Лк.1:35Лк.3:21Ин.3:16Ин.17:1), Единородного, (Прем.7:21Ин.1:14–18Ин.3:16–181Ин.4:9), Иже от Отца рожденнаго (Ис.9:6Пс.2:7Сир.51:14Евр.1:4) прежде всех век (Притч.8:22–23Ис.44:6Пс.109:3Ин.17:5Ин.8:25Откр.1:10–17, 3:14); Света от Света (Прем.7:26Лк.2:32Ин.1:4–9Ин.8:121Ин.1:5–7), Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна (Мф.11:27Ин.10:30Ин.14:9Ин.17:31Ин.5:20), единосущна Отцу (Исх.3:14Ин.5:26Ин.10:30), Имже вся быша (Пс.32:6Пс.101:26Ин.1:3Кол.1:16–17Евр.1:10–12).
  3. Нас ради человек (Быт.3:17Пс.50:7Иов.14:41Ин.1:8, 3:4–8Иак.3:21Пет.4:18Рим.5:12) и ради нашего спасения (Мк.1:14–15Ин.14:6Деян.4:12Тит.3:4–61Тим.2:4–6) сошедшего с небес (Ин.3:13), и воплотившагося (Ин.1:14Ин.3:17) от Духа Свята и Марии Девы (Быт.3:15Ис.7:14Мф.1:20–23Лк.1:30–35,43), и вочеловечшася (Ин.2:2–3, 11:351Тим.2:5).
  4. Распятого же (Мф.26–27Лк.22–23Ин.18–19Ин.10:17–18), за ны (1Пет.3:18–19Гал.2:19–20, 5:24Еф.1:7Гал.3:13Евр.2:14–15Рим.8:1–4Флп.3:10) при Понтийстем Пилате (Быт.49:10Лк.23), и страдавша (Пс.21Ис.53Мк.14:65, 15:17–34Лк.23:35–40), и погребенна (Дан.9:25–26Мф.27:63–66Мк.15:37–47Мф.12:39–401Пет.3:19, 4:6Еф.4:9).
  5. И воскресшаго (Мф.16:21–23Мф.26:32Лк.24:36–45Ин.20:19–271Кор.15:6,20) в третий день (Ион.2:1Мф.12:39–40Мк.16:2) по Писанием (Ис.53:51Кор.15:3–4).
  6. И возшедшаго на небеса (Лк.24:51Ин.16:28Деян.1:11Еф.4:10), и седяща одесную Отца (Пс.109:1Лк.22:69Мк.14:62–64, 16:19Евр.8:1).
  7. И паки грядущаго (Ин.5:28–29) со славою (Мф.24:27–30Мф.25:31–34,46), судити (Мф.12:36, 25:13,311Кор.4:52Пет.3:7–102Кор.5:10) живым и мертвым (Дан.7:14, 12:2Ис.26:19Ин.5:25–291Кор.15:52Откр.14:11), Егоже Царствию не будет конца (2Цар.7:12–13Лк.1:33).
  8. И в Духа Святаго (Быт.1:2Мф.3:16Ин.3:5–8Деян.13:2), Господа (Деян.5:3–4), Животворящаго (Ис.11:1–3Ин.3:51Кор.3:16Рим.8:14–16,26), Иже от Отца исходящаго (Ин.14:16,26, 15:26), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (Мф.28:19Ин.16:13–15Пс.32:6Деян.5:3–41Кор.12:3), глаголавшего пророки (1Пет.1:122Пет.1:21).
  9. Во едину (Мф.16:18Ин.17:11Еф.4:41Кор.1:10) Святую (Мф.16:18, 18:17Ин.15:5–6, 17:14–20Еф.3:21, 5:25–271Тим.3:152Тим.2:19), Соборную (Деян.1:15–26, 6:1–5, 8:14, 15Кол.3:11) и Апостольскую (Мф.28:16,20Деян.8:18, 16:4Еф.2:19–202Фес.2:15Тит.1:5,10–11, 3:10Церковь(Мф.18:17— количество, Деян.11:261Кор.1:2 — место, Еф.4:11–12 — разные призвания, 1Кор.12:29 — не всем дары учительства, Деян.14:231Тим.5:22 — рукоположение, Деян.8:17–18, 20:282Тим.1:6 — дар Духа Святого).
  10. Исповедую едино крещение (Мф.28:20Ин.3:5Деян.16:15,33, 19:4Кол.2:11–121Кор.1:16) во оставление грехов (Мк.2:5, 16:16Ин.3:5Деян.2:38–39, 22:16Рим.6:3).
  11. Чаю воскресения мертвых (Мф.27:52–53Лк.7:11–15, 8:41–56Ин.5:25, 6:54, 12:1–111Кор.15:12–14,19–20,41–53).
  12. И жизни будущаго века (Мф.13:43, 25:41–46Мк.9:47–48Лк.20:34–381Кор.15:41–42Откр.20:14–15). Аминь (истинно так).
Перейти к содержимому