Благовещение Богородицы

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. (Лк. 1, 26-38). Это священное событие, совершилось по церковному преданию 25 марта/7 апреля в шестой Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. “Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…” воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева – Преблагословенная Отроко-вица Мария, -достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.

Святые отцы Церкви – Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она – Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог” (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14). Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: “Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. – Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел” (Лк. 1, 28-38). Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный Плод – Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: “днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…” День Благовещения является и днем воплощения Спасителя: от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном.

Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела – райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила – трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее.

На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для над рая, так как это священное событие явилось “главизною” нашего спасения.

 Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, рабы Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание


Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник, глас 4

 

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу.
Яко одушевленному Божию Кивоту, да никаноже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с рабостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Источники:
1. Минеи, март. М., 1997.
2. Прот. Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви, т.1., М.1996 (репринтное воспроизведение издания 1901).

Перейти к содержимому